Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Разное
|
2499
0

Эдмундс Валейко - вожак столичной стаи

Интервью с капитаном БК «Киев» об итогах первой половины сезона

Латышский плеймейкер БК «Киев» в особом представлении не нуждается. За три года Валейко, в баскетбольный сезон 2004-05 вступивший с капитанской повязкой, успел завоевать любовь баскетбольных поклонников и авторитет среди игроков, тренеров и руководства клуба. Новый сезон клуб Александра Волкова начал с новой эмблемой и набором исполнителей, которому позавидовал бы даже европейский гранд. И именно Валейко доверили капитанский пост в сегодняшнем БК «Киев». Об итогах первой половины сезона для БК «Киев», целях и задачах команды «Болельщику» рассказал прибалтийский легионер БК «Киев».

– После прохождения половины сезона клуб вышел на качественно новый уровень?
– Мы почувствовали свою силу и можем на равных играть с серьезными европейскими командами, причем обыгрывать команды выше нашего уровня. Но теперь будет очень тяжело удержать завоеванное. Тем более когда мы одну игру отыграем на 100%, а в следующей едва на 20% потенциальных возможностей дотягиваем. Только когда эти волны закончатся, когда мы на одном уровне будем проводить все игры в сезоне, скажем, процентов на 90%, тогда сможем добиться поставленных целей.
В прошлом году удалось найти человека, который согласился сделать в клуб серьезные вложения. И как результат, уверенное выступление в Европе, правда, испорченное поражениями основным конкурентам во внутреннем чемпионате.

– Что изменилось с получением капитанского статуса?
– Да ничего, в принципе, разве что организационных проблем добавилось.

– Приходилось кого-нибудь «отмазывать»?
– Конечно, приходилось. Более того, есть вещи, о которых знаю только я и Паскуали.

– Какой момент за время капитанства мог бы назвать самым тяжелым?
– После киевского разгрома от «Фенербахче». Каждый понимал, что даже одна игра не может быть такой провальной. Было много разговоров с президентом клуба Волковым, с нынешним тренером Паскуали. На общекомандном собрании игроков и тренеров каждый высказал свое мнение по выведению команды из намечавшегося кризиса. И нам удалось реабилитироваться за турецкий разгром.
Победа над действующим чемпионом Евролиги УНИКСом подтвердила, что БК «Киев» вышел на качественно новый уровень. Мы сыграли просто здорово, блеснув, в первую очередь, надежностью в защите. Это не сравнить с игрой против «Фенербахче», когда у нас ничего не получалось. Но без самоотдачи ни нам в Казани, ни туркам здесь в Киеве выиграть бы не удалось. Это правда, что в Казани особая аура, но когда выходишь на площадку, то забываешь про все и концентрируешься исключительно на игре. Мы настолько эмоционально выплеснулись, что под занавес года даже как-то растерялись. Так что фиаско в чемпионате от «Химика» даже в чем-то пошло на пользу, вернуло с небес на грешную землю.

– В матче с «Нимбурком» четыре овертайма, было ли в твоей карьере нечто подобное?
– Это, конечно, что-то!!! Такого еще в моей карьере не случалось. Был момент, когда стало все равно, как закончится поединок. Но мы не имели права проигрывать такой матч и отдали все ради победы. Но сил отпраздновать победу хватило только секунд на десять.

– Оглядываясь назад, не жалеешь ли о том, что сделал свой выбор в пользу БК «Киев»?
– Когда пришел в БК «Киев», клуб находился в трудном финансовом положении, и сегодняшние финансы не сравнить с теми, что были на тот момент. Тогда «бэков» тренировал мой соотечественник Игорс Миглиниекс, с которым мы были знакомы со времени выступлений за национальную сборную Латвии. И именно он посоветовал меня президенту БК «Киев» Александру Волкову. После предварительного разговора состоялось подписание контракта.
В первый год мне удалось отыграть всего полсезона, затем тяжелая травма, восстановление, лечение... На второй год – опять разговор с Волковым, но даже он не мог ничего обещать мне. Финансовая ситуация в клубе ухудшилась, поэтому сезон я начал в МБК «Одесса». Отыграв в Одессе полгода, я вернулся в Киев. И ни разу не пожалел о своем решении.

– Что можеш сказать об уровне украинского чемпионата. Интерес к нему вырос?
– За то время, что я выступаю в Украине, Суперлига сделала даже не один, а два-три шага вперед. Баскетбол в Украине – один из самых популярных видов спорта. Где бы БК «Киев» не выступал, будь-то Вознесенск, Днепропетровск или Львов, нас встречают полные залы. А вот в родном Киеве аншлаг можно увидеть только в Евролиге ФИБА, да и то не всегда.

– На каком языке вы между собой общаетесь?
– Рабочий язык – английский. В принципе, все ребята владеют английским, так что особой проблемы я в этом не вижу.

– Ты уже три года в команде. Насколько изменился клуб за это время?
– Да, три года с перерывами, я ведь полгода провел в аренде у МБК «Одесса». Хотя признаюсь, когда был Миглиниекс, мне было полегче. Я знал, как он играет, он знал, что от меня требовать. Когда пришел Паскуали, то процентов 90 игроков он не знал. Ренато стал внедрять свой стиль, к образцам которого мы со временем стали приближаться. Но и сегодня нельзя сказать, что команда и Паскуали понимают друг друга на 100 процентов.

– Как бы ты охарактеризовал его стиль управления командой?
– Его тренерское кредо – это безукоризненное выполнение требований. Как это по-русски, шаг в сторону – стреляю без предупреждения, ходьба на месте – провокация. В принципе, и Миглиниекс, проповедовавший прибалтийский баскетбол, и Паскуали приближают украинский баскетбол к европейским стандартам.

– Нужны ли Украине иностранные тренерские кадры?
– Не каждый клуб может позволить себе пригласить высококлассного иностранного специалиста. А если местный тренер и западный наставник примерно одного уровня, то зачем менять. Хотя иностранец для игроков – всегда что-то новое. Есть чему поучиться.

– Что изменилось с приходом Паскуали?
– Российский, украинский, вообще весь постсоветский баскетбол отстал от жизни. До прихода варяг у нас играли по принципу беги-бросай. Не задумывались, где заслон ставить, о каких-то скрытых передачах, «бегали и бросали». С появлением иностранцев украинская Суперлига стала интересней. Ведь зрители привыкают к одному стилю. А сейчас «Азовмаш» возглавляет литовец, «Химик» – серб, а БК «Киев» – итальянец, и каждый со своей тактикой, со своим тренерским кредо.

– В чем причина столь ощутимой разницы в достижениях между литовским и латвийским баскетболом? Это же одна прибалтийская школа?
– В уровне квалификации тренерских кадров. Литовцы очень долго шли к победе на европейском континенте, но все сборники к тому моменту имели постоянную практику в ведущих европейских клубах. А в Латвии одна хорошая команда – «Вентспилс». Она лидирует в своей группе Кубка УЛЕБ. Но во внутреннем первенстве «Вентспилс» вне конкуренции, и поэтому заранее можно сказать, кто будет чемпионом. Есть хороший костяк из 5-6 примерно равных команд.

– У тебя есть какой-то талисман?
– Большинство моих одноклубников верят в какие-то приметы. У меня тоже есть некий ритуал, который я повторяю каждый день. Может это какой-то бум для всех, но это тайна, об этом нельзя говорить никому.

– А что означает жест, которым вы обмениваетесь с Сергеем Чикалкиным? Кстати, как он переживает судебный процесс против «Урал-Грейта»?
– Что касается жеста, то это шутка. Но что она означает – это наша с Сергеем тайна. Раньше наше общение ограничивалось тривиальными  «привет», «пока». А сейчас мы и на выездах живем в одном номере, и шутки друг друга понимаем с полуслова. А что касается судебного процесса, то стараюсь этого не касаться. Я, конечно, интересуюсь, как у него идут дела, но аккуратно, не слишком углубляясь.

– Кого еще из команды мог бы назвать своим другом?
– Еще Колю Хряпу.

– Как ты относишься к дедовщине?
– Должна быть. Конечно, в разумных пределах. С одной стороны, хотел бы, чтобы у нас была какая-то дедовщина, потому что я через это все прошел. Знаю, как это трудно.

– Сумки носить?
– Да. Это не побегушки. Помочь поднести что-то – это нормально, все прошли через это. Наши молодые не понимают, как это всю игру бегать без мяча, как-будто кросс на стадионе наматываешь. Первый ты был в нападении и первым должен вернуться в защиту, и ты не можешь открыть рот и сказать: «Давайте мне мяч!», тогда забудь, что ты вообще будешь играть. Своей игрой доказал, что вырос, что я уже не молодой. Хотя, конечно, пару раз надо было что-то принести-унести – это не проблема. Пришли следующие молодые, и они делали то же самое.
В Советском Союзе играли 15 республик, а в сборную СССР попадали только 12 человек. А сейчас для того, чтобы попасть в сборную Украины или сборную Латвии нужно чуть ли не научиться просто держать мяч в руках. У нас есть такой пример, как Печеров. Если он остановится в своем росте, будет думать, что звезда, тогда он смело может списывать себя из баскетбола. Если он каждый день будет стремиться выше и выше, работать, слушать, внимать то, что ему говорят, не обижаться на критику, тогда все будет ОК.

– Как проводишь свой досуг?
– Свободного времени практически нет. На тренировки уходит почти целый день, а это примерно 6–7 часов. Остальное время уходит на сон, разве что вечером можно куда-то сходить.

– А семью не думал перевезти в Киев?
– Нет. Дочка в шестой класс пошла, а в таком возрасте менять школу нежелательно. Домой звоню каждый день по несколько раз. Женат уже 13 лет, со своей будущей супругой Иной знаком лет 14–15. Детей двое – дочь Карлина и маленький Кристофер.

 – Твоя мечта?
– Выиграть что-нибудь серьезное. Каждый день нужно к чему-то стремиться. Останавливаться – это шаг назад.

– А вот миссия джокера, в роли которого ты очень часто выступаешь, как, например, в прошлогодней финальной серии с Мариуполем. Это призвание или стечение обстоятельств?
– Легче выходить в стартовом составе, а не вступать в игру со скамейки. Но я не индивидуалист, который играет только на себя, всегда стараюсь, в первую очередь, быть полезным команде.

– А как насчет экскурсий во время выездов?
– На достопримечательности не тянет, столько всего пришлось повидать. Сейчас расклад простой – гостиница – зал – гостиница.

– Есть любимый коронный прием?
– Нет такого. Главное, чтобы было «+1» в конце.

– Каким видом спорта заполняешь досуг?
– Больше всего люблю смотреть хоккей. Плей-офф НХЛ – это невероятно. Я не понимаю, как они могут выдержать 82–84 матча в регулярном чемпионате плюс плей-офф, играя на сумасшедших скоростях. Это нечто, это можно смотреть всю ночь.

– А НБА как же?
– НБА смотрю, начиная с плей-офф, хотя больше люблю Евролигу или студенческую американскую баскетбольную лигу. В последнее время пристрастился к гольфу. У меня друг играл в гольф в Латвии и пригласил попробовать, и я «заболел». Релаксация на 4–5 часов тебе обеспечена полностью. Птички разве только могут тебе помешать.

– А в Киеве где живешь?
– В центре.

– Поклонники не донимают?
– Я надеюсь, они не знают, где я живу. Хотя приятно, что не забывают. Когда из-за травмы не мог играть, то каждый день звонили телевизионщики, интересовались, когда вернусь на площадку. А вообще поклонники 200 плакатов с новой эмблемой сорвали. Таким Киев я еще не видел.

– Как команда восприняла смену имиджа?
– Нас поставили перед фактом. Да были разговоры какие-то, но конкретно, когда все это произойдет, было неизвестно. Поэтому, в принципе, это стало неожиданностью. Но мы восприняли новый брэнд положительно.

– А как тебе коллектив?
– Он уникален. В первый же день, когда мы собрались, тут же сложился коллектив. Я долго думал, в чем причина, но так и не нашел ответа. Все игроки свои интересы ставят ниже интересов команды. И то, что мы так успешно, в первую очередь, в Европе провели первый круг, – заслуга всех, начиная от руководства и заканчивая игроками и врачами клуба.


P.S. Валейко: – У нас две цели в сезоне- 2004-2005 – победа в украинской Суперлиге и Лиге ФИБА. Немногие ждали от нас такого успешного выступления в Европе и теперь будут настраиваться на нас, как на одного из фаворитов Кубка. Но киевский «волк» уже готов съесть своих конкурентов.

Алексей Беловол, газета «Болельщик»


Досье «Болельщика»

Эдмундс Валейко
Возраст – 32 года.
Амплуа: защитник.
Дата рождения: 22.06.1972.
Рост: 190 см; вес: 92 кг.
Место рождения – Рига, Латвия.
Предыдущая команда: БК «Киев», Украина.
Выступал за: 1989–1991 –  АСК (Латвия), 1991–1992 – ВЕФ (Латвия), 1992–1996 –  «Броцени» (Латвия), 1996–1997 – «Балтика» (Латвия), 1997–1999 – «Вентспилс» (Латвия), 1999–2000 – «Бобры Бытом» (Польша), 2000–2001 – «Лайнерс» (Латвия), «Раквере» (Эстония), 2001–2002 – «Сконто» (Латвия), 2002–2003 – БК «Киев», 2003–2004 – МБК «Одесса», БК «Киев».
Спортивные достижения: Игрок национальной сборной Латвии 1992–2003, чемпион Латвии 1993, 1994, бронзовый призер чемпионата Украины-2003, вице-чемпион Украины 2004 года.

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.